Приложение
к приказу Отдела образования
Кагальницкого района
от 15.12.2016г № 644
Положение
о муниципальном конкурсе «Педагог года»
1. Общие положения
- Муниципальный конкурс «Педагог года» (далее - Конкурс) является муниципальным этапом Всероссийского конкурса «Учитель года России».
- Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, поддержку инновационных технологий в организации образовательной деятельности, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритета образования в обществе.
- Задачи конкурса:
- выявление талантливых педагогических работников, осуществление поддержки и поощрения их педагогической деятельности;
- развитие творческой инициативы, повышение профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций района;
- повышение престижа педагогического труда;
- распространение эффективного педагогического опыта лучших педагогов.
- Основными принципами проведения Конкурса являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении Конкурса.
- Организаторами Конкурса являются Отдел образования Кагальницкого района (далее — Отдел образования), Муниципальное бюджетное учреждение Кагальницкого района «Центр психолого-педагогического и методического сопровождения» (далее - МБУ КР ЦППиМС), Кагальницкая районная профсоюзная организация работников образования Кагальницкого района.
- Для организации проведения Конкурса создаётся организационный комитет.
2. Номинации Конкурса
- «Учитель года»;
- «Воспитатель года»;
- «Педагогический дебют»;
- «Педагог-психолог».
3. Участники конкурса и порядок выдвижения на участие в конкурсе
- Участниками конкурса могут стать педагогические работники образовательных организаций Кагальницкого района, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – образовательные организации) и соответствуют следующим критериям:
- Участниками конкурса могут быть только педагогические работники по основному месту работы.
- наличие (на момент представления заявки) непрерывного стажа педагогической работы в соответствующей должности не менее 3 лет;
- преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определённые ФГОС.
- В номинации «Педагогический дебют» участвуют молодые педагоги в возрасте до 25 лет включительно и стажем педагогической работы не более 3-х лет. Возраст участников определяется на дату открытия областного этапа Конкурса.
- Не допускаются представители иных категорий педагогических работников, а также руководители и заместители руководителей организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность, и их структурных подразделений, являющиеся учителями и воспитателями путем совмещения должностей.
- В конкурсе в одной номинации может участвовать только один представитель от образовательной организации.
- Порядок проведения конкурса
- Отдел образования ежегодно издает приказ о месте, сроках проведения муниципального конкурса «Педагог года».
- Организационное обеспечение проведения Конкурса осуществляет организационный комитет (далее – оргкомитет), возглавляемый заместителем заведующего Отделом образования.
- Оргкомитет состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов оргкомитета. Состав оргкомитета утверждается приказом Отдела образования.
- Оргкомитет:
- определяет программу проведения Конкурса;
- утверждает списки участников Конкурса по заявкам участников;
- формирует на основании заявок участников Конкурса группы: учителей, воспитателей, педагогов-психологов;
- утверждает состав жюри Конкурса;
- организует привлечение спонсоров;
- обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщения о проведении и итогах Конкурса.
- Решение оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оформляется протоколом за подписью председателя и секретаря оргкомитета.
- Организационное и техническое обеспечение деятельности оргкомитета осуществляется Отделом образования и МБУ КР ЦППиМС.
- Участники Конкурса по форме и в сроки, установленные оргкомитетом, представляют в его адрес заявку участника, которая состоит из:
А) Информационной карты участника (в печатном и электронном видах),
Б) Заявления участника (в печатном виде),
В) Информации о ТСО, необходимых участнику для проведения конкурсного урока (в печатном виде);
Г) Грудного или поясного портрета и сюжетной (связанной с педагогической деятельностью) фотографии участника (только в электронном виде в формате *.jpg.)
Д) Заверенная копия трудовой книжки (в печатном виде).
- Участники Конкурса в номинации «Педагогический дебют дополнительно предоставляют эссе на тему, установленную оргкомитетом на установочном семинаре. Эссе предоставляется в печатном и электронном виде.
- Прием заявки участника осуществляет до 30 декабря текущего года МБУ КР ЦППиМС, с пометкой «Педагог года» (Приложение1 к Положению о муниципальном конкурсе «Педагог года»).
- Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также поступившие с нарушением сроков. Материалы, представляемые на конкурс, не возвращаются. Автор представленных на Конкурс материалов обязан гарантировать соблюдение авторских прав при их подготовке. Представляя материалы в Оргкомитет, автор тем самым дает согласие на использование членами Оргкомитета и жюри предоставленных персональных данных для целей Конкурса.
- Конкурс проводится в два тура. Состав конкурсных заданий (Приложение 2 к Положению о муниципальном конкурсе «Педагог года») и критериев оценивания всех туров Конкурса прилагается (Приложение 3 к Положению о муниципальном конкурсе «Педагог года»).
- К конкурсным испытаниям первого тура допускаются все участники, подавшие заявки Конкурса.
- Для оценки результатов первого тура Конкурса формируется и утверждается приказом Отдела образования жюри, которое оценивает выполнение конкурсантами заданий в баллах по критериям, установленным оргкомитетом. В состав жюри могут входить специалисты Отдела образования, руководители образовательных организаций, представители профсоюзной организации работников образования, победители и призеры профессиональных конкурсов, работники МБУ КР ЦППиМС, педагогические работники образовательных организаций.
- Набравшие наибольшее количество баллов, но не меньше 60% от максимального количества баллов, по результатам первого тура до 3 участников Конкурса в номинации «Учитель года» и по 2 участника в номинациях «Педагогический дебют», «Воспитатель года», «Педагог-психолог» принимают участие во втором туре Конкурса.
- Участники конкурса в номинациях «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитатель года», «Педагог-психолог», набравшие наибольшее количество баллов по результатам первого и второго туров, объявляются победителями в соответствующих номинациях. Имя победителя в номинации указывается в решении итогового протокола жюри.
- Победители Конкурса в номинациях «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог» направляются для участия в Областном конкурсе «Учитель года Дона» на следующий год. Победитель Конкурса в номинации «Педагогический дебют»» направляется для участия в Областном конкурсе «Учитель года Дона» в текущем году.
- Два участника Конкурса в номинациях, занявшие 2,3 места по результатам второго тура, объявляются лауреатами Конкурса.
- Отдел образования ежегодно готовит проект постановления Главы Администрации Кагальницкого района «О присуждении премий Главы Администрации Кагальницкого района педагогическим работникам – победителям муниципального конкурса «Педагог года».
5. Награждение лауреатов и победителей Конкурса
5.1. Победителям Конкурса в номинациях присуждаются и выплачиваются премии Главы Администрации Кагальницкого района с вручением дипломов.
5.2. Спонсоры конкурса «Педагог года» могут учреждать дополнительно свои премии и вручать призы участникам Конкурса.
Приложение 2
к Положению о муниципальном конкурсе
«Педагог года" КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА»
НОМИНАЦИЯ «Учитель года»
Конкурсные задания первого тура
«Интернет-ресурс» (заочное задание).
Участники конкурса не позднее 20 января 2016 года текущего года размещают на личном интернет-сайте, блоге и т. п. учебные, методические и (или) иные авторские разработки, отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет. Конкурсное задание оценивается заочно.
Эссе на тему (очное задание).
Формат: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется и объявляется оргкомитетом на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории – 4 часа. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
«Методический семинар» (регламент до 20 минут, включая ответы на вопросы) (очное задание).
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.
Формат конкурсного испытания: методический семинар проводится после завершения для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
«Учебное занятие» (регламент 45 минут и до 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы) (очное задание).
Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Список возможных тем учебных занятий (в соответствии с календарно-тематическим планированием), возрастной и количественный состав учебной группы определяются участниками конкурса.
Конкурсные задания второго тура
«Мастер-класс» (регламент до 25 минут, включая 5 минут для ответов на вопросы) (очное задание).
Формат: проведение мастер-класса для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций.
«Педагогический совет» (регламент – до 45 минут).
Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.
Формат конкурсного испытания: дискуссия в группе конкурсантов на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Тема педагогического совета определяется учредителями конкурса и объявляется накануне его проведения, после завершения мастер-классов.
«Образовательный проект» (очное задание).
Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного испытания: участники группы конкурсантов в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группа получает не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
НОМИНАЦИЯ «Педагогический дебют»
Конкурсные задания первого тура
«Интернет-ресурс» (заочное задание).
Участники конкурса не позднее 20 января текущего года размещают на личном интернет-сайте, блоге и т. п. учебные, методические и (или) иные авторские разработки, отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет. Конкурсное задание оценивается заочно.
Эссе на тему (заочное задание).
Объем не более 10 000 печатных знаков. Размер - не более одного листа формата А4. Шрифт - 14 с полуторным интервалом. Выравнивание текста - по ширине. Сдается в печатном виде не позднее 20 января текущего года. Конкурсное задание оценивается заочно.
«Проект» (тему выбирает конкурсант) (заочное задание).
Формат: проектная работа конкурсанта, отражающая практическую значимость, возможность реализации в образовательной деятельности и востребованность педагогическим сообществом региона. Сдается в электронном виде с презентацией в МБУ КР ЦППиМС (kgl-centr@bk.ru) Конкурсное задание оценивается заочно.
«Учебное занятие» (регламент 35 минут и до 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы) (очное задание).
Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Список возможных тем учебных занятий (в соответствии с календарно-тематическим планированием), возрастной и количественный состав учебной группы определяются участниками конкурса.
Конкурсные задания второго тура
Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается» (регламент 10 минут, включая ответы на вопросы) (очное задание).
Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, в котором отражаются инновационные подходы к образованию, сущность используемых образовательных технологий, дающих положительные результаты.
НОМИНАЦИЯ «Воспитатель года»
Конкурсные мероприятия первого тура
«Интернет-ресурс» (заочное задание).
Участники конкурса не позднее 20 января текущего года размещают на личном интернет-сайте, блоге и т. п. учебные, методические и (или) иные авторские разработки, отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет. Конкурсное задание оценивается заочно.
Эссе на тему (очное задание).
Формат: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется и объявляется оргкомитетом на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории – 4 часа. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
«Педагогическое мероприятие с детьми» (регламент 30 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы) (очное задание).
Формат: проведение учебного занятия с детьми демонстрирует фрагмент практического опыта участника конкурса, представленного в презентации методического объединения.
«Методическое объединение» (регламент до 10 минут, включая ответы на вопросы) (очное задание).
Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта, раскрывающего методическую и практическую основу заявленной темы. В творческой презентации обязательно обозначается положение (вопрос, момент), которое будет продемонстрировано в педагогическом мероприятии с детьми.
Конкурсные задания второго тура
«Мастер-класс» (регламент до 25 минут, включая 5 минут для ответов на вопросы) (очное задание).
Формат: проведение мастер-класса с аудиторией взрослых, демонстрирующее конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающее современные тенденции развития дошкольного образования.
НОМИНАЦИЯ «Педагог-психолог»
Конкурсные мероприятия первого тура
«Визитная карточка «Я – педагог-психолог» (очное задание)
Задание выполняется заранее, по заданной теме, с использованием любых художественно-графических средств и презентуется жюри в день первого тура конкурса.
«Открытое занятие» (регламент 20 минут, включая 8 минут для структурированного анализа) (очное задание).
Формат: занятие проводится с группой детей не более 12 человек. Во время занятия можно использовать мультимедийные устройства.
Конкурсные мероприятия второго тура
«Кейсы» (регламент 15 минут: 7 минут – кейс, 5 минут – анализ, 3 минуты – вопросы жюри).
Формат: решение актуальных профессиональных психологических ситуаций.
Приложение 2
к Положению о муниципальном конкурсе
«Педагог года»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА»
«Интернет-ресурс».
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
– информационная насыщенность (количество представленной информации,
образовательная и методическая ценность, разнообразие содержания, тематическая
организованность информации, научная корректность, методическая грамотность);
– безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды (понятное меню,
удобство навигации, разумность скорости загрузки, удобный формат для коммуникации,
языковая культура, наличие инструкций и пояснений для пользователей; защищённость и адекватность виртуальной среды образовательным целям);
– эффективность обратной связи (разнообразие возможностей для обратной связи,
доступность обратной связи, наличие контактных данных, возможности для обсуждения и
дискуссий, удобство использования механизмов обратной связи, систематичность и адресная
помощь в проведении обратной связи, интенсивность обратной связи и количество
вовлечённых пользователей);
– актуальность информации (регулярность обновления информации, связь
информации с текущими событиями, наличие информации о нормативно-правовой базе,
разнообразие групп пользователей, новизна и оригинальность информации, наличие
возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями
здоровья и особыми потребностями);
– оригинальность и адекватность дизайна (выстроенная информационная
инфраструктура, грамотные цветовые решения, оригинальность стиля, сбалансированность
разных способов структурирования информации, внешний вид размещённой информации, учёт требований здоровьесбережения в дизайне.
«Эссе»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
- владение профессиональной терминологией (без излишней научности!), ясность представления о современных педагогических концепциях, взглядах на образование;
- понимание проблем и трудностей своей педагогической деятельности и причин, их обуславливающих;
- способность проанализировать свой профессиональный опыт, умение обосновать свою позицию, подкрепив её конкретными примерами и достижениями;
- языковая культура в рамках заданного жанра (эссе): публицистичность, образность, эмоциональность, лаконичность, культура оформления материалов, умение ориентироваться в педагогической информации, в специальной литературе.
«Методический семинар»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
- результативность и практическая применимость,
- коммуникативная культура,
- оригинальность и творческий подход,
- научная корректность и методическая грамотность,
- информационная и языковая грамотность .
«Учебное занятие»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
Методологические аспекты учебного занятия:
• Мотивация детей на цели занятия (создание ситуации затруднения, поддержание исходной мотивации в ходе урока за счет рациональной смены видов деятельности и создание мотивации перспективы при завершении занятия).
• Целеполагание (ясность, четкость и правильность постановки целей и задач занятия совместно с учащимися).
• Наличие логически завершенного познавательного цикла занятия.
• Наличие системы оценивания (содержательная оценка, взаимооценка, самооценка) качества процесса занятия и его результата.
Рациональность отбора содержания, форм и методов учебного занятия:
• Глубина, новизна, научность содержания материала занятия.
• Проблемность содержания, выводящего на исследовательский характер учебной деятельности.
• Ценностный характер содержания, его направленность на подготовку учащихся к жизни в современном обществе, достижение личностных результатов.
• Дидактическая целесообразность использования педагогом мультимедийных материалов и ИКТ в ходе занятия (повышение наглядности материала, использование информационно-поисковых, справочных систем средств компьютерных телекоммуникаций, обеспечивающих доступ к удаленным источникам знаний и системам обучения, тренинг типовых умений, наличие обратной связи путем оперативного контроля и оценки учебных достижений с помощью ИКТ и т.д.).
• Дифференциация содержания по уровню трудности.
• Оправданность выбора форм и методов для достижения поставленных целей.
• Оптимальность учебной, психологической и физической нагрузок для сохранения здоровья учащихся.
Личные и профессиональные качества учителя:
• Эрудиция в ходе занятия, его самоанализа и при ответах на вопросы жюри.
• Умение взаимодействовать с аудиторией.
• Владение профессиональной терминологией.
• Грамотность речи.
Самооценка качества учебного занятия педагогом
• Обоснование актуальности цели и задач учебного занятия, стоявшие перед учителем.
• Обоснование степени новизны содержания, структуры, форм и методов учебного занятия в условиях незнания особенностей контингента учащихся.
• Оценка результативности учебного занятия (степени соответствия планируемых целей и реальных результатов проведенного занятия).
• Оценка эффективности учебного занятия (степени соответствия используемых приемов и методов полученным результатам).
• Выявление причин успеха и неудач учебного занятия, если они имели место.
• Обоснование возможных изменений в целях, структуре, содержании, технологии и форме учебного занятия, если бы его можно было провести снова.
• Лаконичность и соблюдение регламента самооценки качества учебного занятия.
«Мастер-класс»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
Актуальность и методическое обоснование
• доказательство значимости методической проблемы для образования
• убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения
• оригинальность и новизна методических приемов
• технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС
• доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации)
Организационная культура
• умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования)
• конструктивность и видение путей решения проблем
• выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов)
• наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности
• планирование и подведение итогов (анализ и осмысление)
• соответствие представленного занятия жанру мастер-класса.
Творческий подход и импровизация
• творческий подход, оригинальность решений и способность удивить
• проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач
• использование приемов театральной педагогики, артистизм
• удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры)
Коммуникативная культура
• умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса
• включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога
Рефлексивная культура
• способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта
• умение оценить выбор методов и достигнутые результаты
• адекватность оценки и рефлексии проведенного мастер-класса, точность ответов на вопросы.
«Педагогический совет»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
- понимание проблемы,
- убедительность и аргументация позиции,
- взаимодействие и коммуникационная культура,
- творческий подход и оригинальность суждений,
- информационная и языковая культура.
«Образовательный проект»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
- исследовательская деятельность,
- коммуникационная и языковая культура,
- актуальность и реалистичность решений,
- результативность,
- творчество и оригинальность в представлении проекта.
«Проект»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
- инновационность, оригинальность идей и содержания;
- возможность распространения и внедрения проекта, реалистичность ресурсного обеспечения для тиражирования;
-прогнозируемость результатов реализации проекта, разработанность инструментария для их оценки;
- культура представления и защиты проекта.
Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается»
Критерии: 0 – отсутствует указанное качество;
1 – качество выражено незначительно;
2 – качество выражено достаточно хорошо;
3 – качество выражено в полной мере.
Показатели оценки качества:
– соответствие выступления содержанию представленного опыта;
– новизна опыта (оригинальность решений и подходов, внесение изменений в
практику преподавания на основе требований ФГОС, умение осмыслить и переработать
имеющийся опыт);
– целостность, системность (логическая последовательность в планировании деятельности и подведении итогов, умение видеть проблемы и выделять главное, разнообразие источников информации и образовательных ресурсов);
– наличие количественных и качественных показателей достижения результата,
проведение оценки результативности, разнообразие результатов (предметные,
метапредметные, личностные);
– представление презентации: иллюстрации, содержательное наполнение слайдов,
грамотный дизайн, удобное расположение материала, профессиональная эрудиция, степень воздействия на аудиторию
«Педагогическое мероприятие с детьми»
Критерии: